Некоторые автопроизводители указывают в сервисных книжках информацию о том, что масло в АКПП залито на весь срок службы. Но масло в АКПП изнашивается так же, как и масло в двигателе. Кроме того, есть срок годности масла — как правило, не более 6 лет.
Некоторые автопроизводители рекомендуют заменять масло в АКПП каждые 60 000 км пробега или каждые 5 лет в зависимости от того, что наступит раньше. С точки зрения физических свойств масла, это верно, при этом нужно учитывать некоторые особенности:
- Если автомобиль эксплуатируется в основном в городских условиях, заменять масло нужно чаще, потому что движение автомобиля происходит с более частыми переключениями передач, постоянными остановками и началом движения, простоями в пробках, где двигатель и АКПП работают, а пробега нет — это называется моточасы.
- Кроме пробега автомобиля нужно учитывать «моточасы», так как может получится так, что интервал по пробегу для очередной замены масла в АКПП еще не наступил, а масло уже изношено и работает плохо, приводя к интенсивному износу АКПП. Показатель «моточасы» применяется не только к АКПП, но и ко всем техническим жидкостям автомобиля – масло в двигателе, охлаждающая, жидкость, тормозная жидкость, масла в трансмиссии и гидроусилителе.
Если не менять масло в автомате своевременно, его рабочие характеристики снижаются и это неизбежно приводит к выходу из строя АКПП:
- Снижаются смазывающие свойства: увеличивается нагрузка на детали, снижается производительность, узел работает при повышенных нагрузках.
- Повышается количество твердых частиц. Мелкие вкрапления металла и фрикционной пыли действуют как абразив, ускоряя износ трущихся деталей.
- Внутри АКПП появляются отложения, циркуляция масла по узким каналам затрудняется.
- Происходят сбои в работе агрегата, например, толчки / рывки при переключении передач.
- Значительно увеличивается расход топлива из-за неправильной работы гидротрансформатора.